II Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов открылся в Ярославле

II Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов открылся в Ярославле

II Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов открылся в Ярославле на сцене КЗЦ «Миллениум» 13 сентября вечером одноактных балетов «Транскрипция цвета» и «Эквус» театра «Балет Москва». Старт крупнейшему отечественному смотру хореографии, проходящему в 2019 году в номинации «Современный танец в музыкальном театре», дал руководитель Отдела театрального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России Ярослав Седов. 

«Ярославская земля — это край, с одной стороны, бережно хранящий традиции, а с другой стороны — открытый новым инициативам и проектам. Нам важно, чтобы на земле, которая считается родиной профессионального искусства, нашли развитие все направления искусства. Мы поздравляем Ярославль и всех ценителей танца с открытием Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и надеемся, что это событие — начало большого диалога Ярославля с хореографическим искусством», — заявил Ярослав Седов. 

Директор Департамента культуры правительства Ярославской области Марина Васильева отметила значимость события для региона: «В этом году местом проведения крупнейшего творческого состязания выбран Ярославль. Это знаковое для нас событие, и мы очень рады принимать участников Конкурса. Хотим пожелать ребятам успеха, а всем зрителям — удовольствия от высокого искусства танца. Правительство региона сделает все возможное для того, чтобы такие события проходили на ярославской земле и дальше».

В программу открытия вошли спектакли театра «Балет Москва» — одного из ведущих хореографических театров России, чья художественная идея основана на органичном синтезе классики и новаторства. В составе театра две труппы – классического и современного танца. «Балет Москва» следует идее максимального жанрового многообразия, смелости в выборе выразительных средств, визуального и музыкального оформления.

Артисты театра представили одноактные спектакли «Транскрипция цвета» и «Эквус». «Транскрипция цвета» (хореограф — Хуанхо Аркес, композитор — Джон Адамс) создает живописное зазеркалье и погружает зрителя внутрь картины венгерского художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя «Конструкция А II». Сценография, свет, колористическое решение абстрактно-графичных костюмов танцовщиков – всё созвучно геометрическим построениям и основным цветам произведения художника.

«Эквус» в переводе с латинского (Equus) — лошадь. Спектакль (хореографы — Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, композитор — Алексей Айги) рассказывает о кропотливой и изнуряющей работе танцовщика, требующей ежедневных физических упражнений и постоянных душевных сил. Отсутствие рампы позволяет ощутить непосильный труд балетного артиста и максимально близко увидеть процесс создания красоты.

Перед торжественной церемонией в фойе Большого зала открылась выставка балетной фотографии Александра Панкова. Проект «Танец – близко и высоко» представляет современный танец как альтернативу строгим классическим формам, обладающую безграничной свободой в выражении чувств и расширяющуюграницы мысли, музыки и тела. В экспозиции – как постановочные портреты, так и завораживающие кадры репетиций и выступлений. Автор фотографий Александр Панков сотрудничает с крупнейшими международными балетными фестивалями и конкурсами, среди которых — Kremlin Gala, Dance Open, Context.Diana Vishneva. Выставка будет работать до 19 сентября.

Также 13 сентября состоялась жеребьевка участников и стартовали первые репетиции II тура. В этот день открылась и образовательная программа, ее представила хореограф, педагог, танцовщица, автор образовательных программ Екатерина Стегний. С 13 по 18 сентября она проведет творческую лабораторию «Метод групповой резонансной композиции», созданную на основе европейских программ изучения техник современного танца. На протяжении конкурса участники лаборатории будут работать над процессом осознанного создания движения и его смысла, знакомиться с понятиями «соло-резонанс» и «резонанс в группе».

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, учрежденный Правительством Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации в 2013 году, призван продолжить традицию регулярного проведения в нашей стране Всесоюзных конкурсов артистов балета и балетмейстеров, которые в своё время открыли миру целую плеяду выдающихся исполнителей и талантливых балетмейстеров. Среди них – Надежда Павлова, Генрих Майоров, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Валентин Елизарьев, Вячеслав Гордеев и многие другие.

Конкурс проходит ежегодно, четырёхлетним циклом, по специальностям «Хореографы», «Характерный и народно-сценический танец», «Современный танец в музыкальном театре» и «Артисты балета». В этом году в состязании принимают участие исполнители современного танца в двух возрастных группах: младшая – от 14 до 18 лет и старшая – от 19 до 35 лет включительно. Первый этап отбора осуществлялся дистанционно, по видеозаписям, два последующих пройдут в Ярославле на площадке КЗЦ «Миллениум».

По традиции в состав жюри Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в 2019 году вошли авторитетные российские хореографы, ведущие солисты русского и мирового балета, педагоги, руководители театров, видные деятели хореографии. Среди них – главный балетмейстер – художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров, художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева Константин Иванов, художественный руководитель балета и главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета Константин Уральский, художественный руководитель Театра-студии современной хореографии Ирина Афонина, художественный руководитель Театра танца «Скрим» Эльвира Первова, балетмейстер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии Сергей Смирнов, один из ведущих мировых хореографов и балетмейстеров Александр Пепеляев, педагог-репетитор балетной труппы Большого театра Юрий Васюченко хореограф, балетмейстер, либреттистАлександр Полубенцев. Возглавит конкурсное жюри народный артист СССР Юрий Григорович.Ответственный секретарь – первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации» Сергей Усанов.

В Год театра Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов представит масштабную внеконкурсную программу. В концертно-зрелищном центре «Миллениум» (г. Ярославль) пройдут выставки и концерты, кинопоказы и лекции, творческие мастерские и мастер-классы, а также деловые мероприятия. 14 сентября для зрителей выступят артисты Театра имени Н.И. Сац. Они представят балеты Русских сезонов «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски». 16 сентября в рамках Конкурса состоится гала-концерт современного танца с участием артистов Большого театра, МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко и Театра им. Н. Сац. Кроме того, ценители хореографии смогут посетить показы фильмов, посвященных балету. 14 сентября в афише – лента «Империя балета» Дмитрия Семибратова, 15 сентября – «Большой» Валерия Тодоровского, 17 сентября – «После тебя» Анны Матисон. Все картины будут транслировать в кинозале КЗЦ «Миллениум».

Наш конкурс, предлагая очень трудные условия, тем самым стимулирует прогресс творчества. Председатель организационного комитета II, III, IV, V, VI конкурсов
Юрий Григорович
…Первый Международный конкурс в Москве – это художественная манифестация, которая будет иметь очень большое значение для эволюции мирового современного балета.
Серж Лифарь (Франция)
... конкурс еще раз убедил нас в том, что классика остается краеугольным камнем хореографии.
Галина Уланова
Я мечтал о встрече артистов балета всего мира. И она, наконец, состоялась в Москве, в таком небывало большом масштабе и по количеству стран, и по огромному числу участников.
Серж Лифарь (Франция)
Этот конкурс тем и хорош, что нацеливает молодых артистов на главное: умение выработать в себе художнический взгляд на мир, качества, без которых немыслимы духовные приобретения, само постижение богатств, накопленных искусством хореографии за прошедшие годы.
Иветт Шовире (Франция)
…Конкурс, как представляется, обнаружил… достаточно тревожную ситуацию – классический академический танец начинает постепенно сдавать свои позиции… Одно из требований Московского конкурса – соответствие показываемой хореографии авторской постановке не только по объявлению ведущего, но и по демонстрируемому на сцене содержанию – выполняется артистами не всегда.
Нина Семизорова (Россия)
На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)

…Со времени первого конкурса, который проходил в 1969 году, многое изменилось. И если в то время четко разграничивался уровень профессиональной культуры стран с давними традициями классического танца и теми, кто ими не владел, то в последующие годы эта разница постепенно становилась все меньше. Популярность балета значительно возросла во всем мире. Тем и интереснее, я думаю, должно быть соревнование, хотя исполнителям стало труднее демонстрировать свое мастерство, ибо повысились профессиональные требования к соревнующимся.

Ольга Лепешинская (СССР)

… самое главное – конкурс позволяет воочию убедиться в том, что в искусстве ценен, прежде всего, индивидуальный стиль

Алисия Алонсо (Куба)

… Это грандиозное событие, и я уверен, что само выступление на самой прославленной сцене мира останется драгоценным воспоминанием для всех, кто участвует в конкурсе, независимо от того, будут ли они в числе первых или окажутся побежденными.

Арнольд Хаскелл (Великобритания)
ЕЩЕ
Организаторы