Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов объединит ведущих педагогов страны

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов объединит ведущих педагогов страны

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов пройдет с 8 по 13 ноября 2020 года в Ярославле. Завершая четырехлетний цикл специальностей, крупнейший отечественный смотр откроет новые имена в номинации «Классический танец». Соревноваться юные таланты будут на площадке концертно-зрелищного центра «Миллениум».
8 ноября в 16.00 в фойе Большого зала состоится пресс-конференция с участием почетного гостя Конкурса, народного артиста России Николая Цискаридзе, а также членов жюри: художественного руководителя Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева, Министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, народного артиста республики Марий Эл Константина Иванова, генерального директора международной федерации балетных конкурсов Сергея Усанова и других.
Они подробно расскажут о финале четырехлетнего цикла специальностей, являющем собой отборочный этап к XIV Международному конкурсу артистов балета и хореографов, который состоится 5-15 июля 2021 года на сцене Большого театра России.
Откроется Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов 8 ноября в 18:00 Вечером балета Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Ее выпускники и учащиеся исполнят фрагменты из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (хореография – Василий Вайнонен) и одноактного балета «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера (хореография – Константин Сергеев), а также легендарный номер «Танец дня и ночи» из оперы А. Понкьелли «Джоконда».
Конкурсные состязания пройдут 10-12 ноября в двух возрастных категориях: младшей (юноши и девушки от 14 до 18 лет) и старшей (мужчины и женщины от 19 до 27 лет включительно). Результаты II тура будут объявлены 10 ноября, III тура – 12 ноября.

Для проведения мастер-классов в Ярославль приедут признанные мастера мировой сцены и педагоги: народный артист России, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе (9 ноября), заслуженный артист Украины, художественный руководитель балета Новосибирского оперного театра, премьер Мариинского театра Денис Матвиенко (11 ноября), прима-балерина Большого театра, народная артистка России Екатерина Шипулина (12 ноября). Отдельную лабораторию классического танца проведет заслуженный артист России, профессор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Илья Кузнецов (8-13 ноября).

Масштабная внеконкурсная программа по традиции представит культурно-просветительские мероприятия самых разных жанров: выставки, концерты, спектакли, лекции, кинопоказы, круглые столы и др. Первым событием станет выставка, посвященная балету, созданная совместно ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» и Театральным музеем им. Бахрушина, в которую войдут фото, эскизы декораций и костюмов, а также настоящие балетные костюмы и обувь. Вернисаж состоится 8 ноября в 17:00 в фойе Большого зала КЗЦ «Миллениум».

В рамках секции «кино» покажут ретроспективу тематических фильмов и мультипликационных работ, среди которых – анимационные картины «Фантазия» (1940 г.), «Балерина на корабле» (1969 г.), «Щелкунчик» (1973 г.), «Балерина» (2016 г.), киноленты Галатея» (1977 г.), «Анна Каренина» (1974 г.) и другие. Партнерами показов выступят Государственный фонд кинофильмов России, киноконцерн «Мосфильм», киностудия «Союзмультфильм».

Интересные факты об истории балета и классическом наследии расскажет для всех желающих (по предварительной записи) известный балетный критик, преподаватель истории балета и истории театра МГАХ и РАТИ Виолетта Александровна Майниеце (9-12 ноября).

Для детской аудитории конкурса в Ярославском государственном театре юного зрителя им. В. Розова состоится показ балета Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. Сац «Стойкий оловянный солдатик» (музыка Леонида Любовского, хореография Георгия Ковтуна). Красочная сказка с веселыми трюками и волшебными танцами начнется в 19.00 9 ноября.

Актуальные проблемы и перспективы специальности «Классический танец» обсудят эксперты журнала «Балет» в рамках круглого стола «Классический танец» 11 ноября. Начало – в 12:00 (конференц-зал). Второй круглый стол совместно с Международной федерацией балетных конкурсов будет посвящен подведению итогов и окончанию очередного цикла Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и актуальным проблемам его номинаций: классический, современный, народно-сценический и характерный танец, искусство хореографа.
Также 11 ноября в 19:00 зрителям представят премьерный спектакль Марийского театра оперы и балета «Бахчисарайский фонтан». Впервые балет был поставлен в 1934 г. на сцене Мариинского театра и стал первым балетно-драматическим спектаклем советской эпохи. «Бахчисарайский фонтан» Марийского театр – это гран балет с роскошными декорациями, костюмами и великолепными дуэтами.

Торжественное закрытие Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и гала-концерт лауреатов состоится 13 ноября в 19:00.

«В этом году мы ждали Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов с особым трепетом, так как вся страна истосковалась по встречам с искусством. С учетом эпидемиологической обстановки мы перенесли конкурс на более поздний срок и продлили срок приема заявок, что позволило молодым исполнителям лучше подготовиться к отборув такой сложной специальности», – отметил генеральный директор ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» Андрей Малышев.

«В прошлом году мы впервые провели конкурс за пределами столицы – в Ярославле», - добавил он. – Очень важно, чтоб такие масштабные события проходили в регионах. Это способствует развитию городов, привлечению интереса зрителей и будущих исполнителей к классическому искусству. В этом году Ярославль, в котором нет музыкального театра, на время вновь станет центром культурной жизни страны, где выдающиеся мастера определят имена будущих звезд отечественной сцены».

Обладателям первых трех премий в старшей возрастной группе вручат медали и денежные призы в размере: 200 тысяч рублей, 170 тысяч рублей и 140 тысяч рублей. Лауреаты в младшей возрастной группе получат вознаграждения в размере 170 тысяч рублей, 130 тысяч рублей и 100 тысяч рублей. Также предусмотрены звания дипломантов и специальные призы.
Подробные условия участия размещены на официальном сайте конкурса.

Пресс-служба Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов:
E-mail: ibc.moscow@gmail.com
Тел.: +7 (926) 755 30 50
Сайт: balletcontest.ru

Справочно:
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов учреждён Правительством Российской Федерации в 2012 году. Четырехлетний цикл представлен специальностями: «Хореографы», «Характерный и народно-сценический танец», «Современный танец в музыкальном театре», «Классический танец».
Победители Конкурса каждого сезона становятся яркими звездами отечественной сцены. Лауреаты прошлого состязания в номинации «Классический танец» состоят в балетных труппах Большого театра России (Екатерина Клявлина, Анна Григорьева, Денис Захаров, Илья Владимиров, Григорий Иконников), Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (Ирина Захарова), Московского государственного академического музыкального театра имени Н.И. Сац (Арина Осипюк, Варвара Серова, Иван Титов) и других столичных коллективов.
Форум активно способствует развитию хореографического искусства в регионах. Так, лауреаты смотра стали премьерами, солистами и артистами таких региональных театров, как Красноярский государственный театр оперы и балета, Астраханский государственный театр оперы и балета, Воронежский государственный театр оперы и балета, Новосибирский театр оперы и балета, Екатеринбургский государственный театр оперы и балета, Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона, Марийский государственный театр оперы и балета им. Сапаева, Самарский театр оперы и балет аи другие.
Всероссийский международный конкурс артистов балета и хореографов проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Организатор конкурса – ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».

На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)
На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)
… самое главное – конкурс позволяет воочию убедиться в том, что в искусстве ценен, прежде всего, индивидуальный стиль
Алисия Алонсо (Куба)
В этом конкурсе я увидел очень много одаренной молодежи, много различных удивительных сюрпризов, неожиданностей… Показывая себя, свою работу, каждый участник тем самым рассказывает о своей стране, об уровне ее художественной культуры. Всем нам интересно увидеть, что делается в мире в сфере танца, что появилось нового и значительного.
Арнольд Хаскелл (Великобритания)
… Это грандиозное событие, и я уверен, что само выступление на самой прославленной сцене мира останется драгоценным воспоминанием для всех, кто участвует в конкурсе, независимо от того, будут ли они в числе первых или окажутся побежденными.
Арнольд Хаскелл (Великобритания)
Балет – не спорт, комбинация балетных движений должна быть выразительной, содержательной, волшебной. У Базиля и Хосе должна быть одинаково блестящая техника, но ни в коем случае – одинаковое выражение лица.
Бен Стивенсон (США)
... конкурс еще раз убедил нас в том, что классика остается краеугольным камнем хореографии.
Галина Уланова
Этот конкурс тем и хорош, что нацеливает молодых артистов на главное: умение выработать в себе художнический взгляд на мир, качества, без которых немыслимы духовные приобретения, само постижение богатств, накопленных искусством хореографии за прошедшие годы.
Иветт Шовире (Франция)
Утверждать основы классического танца, непрерывно обновляя, обогащая искусство новой лексикой, новыми темами, новыми жанрами, - вот в чем заключается наша общая задача, вот что должно со всей яркостью выявиться во время конкурса.
Игорь Моисеев
Для того чтобы быть удачливым в конкурсе, надо иметь особый характер… Нужно суметь показать, что любишь танцевать, и показать даже больше, чем можешь.
Лойпа Араухо (Куба)
…Конкурс, как представляется, обнаружил… достаточно тревожную ситуацию – классический академический танец начинает постепенно сдавать свои позиции… Одно из требований Московского конкурса – соответствие показываемой хореографии авторской постановке не только по объявлению ведущего, но и по демонстрируемому на сцене содержанию – выполняется артистами не всегда.
Нина Семизорова (Россия)
…Со времени первого конкурса, который проходил в 1969 году, многое изменилось. И если в то время четко разграничивался уровень профессиональной культуры стран с давними традициями классического танца и теми, кто ими не владел, то в последующие годы эта разница постепенно становилась все меньше. Популярность балета значительно возросла во всем мире. Тем и интереснее, я думаю, должно быть соревнование, хотя исполнителям стало труднее демонстрировать свое мастерство, ибо повысились профессиональные требования к соревнующимся.
Ольга Лепешинская (СССР)
Я мечтал о встрече артистов балета всего мира. И она, наконец, состоялась в Москве, в таком небывало большом масштабе и по количеству стран, и по огромному числу участников.
Серж Лифарь (Франция)
…Первый Международный конкурс в Москве – это художественная манифестация, которая будет иметь очень большое значение для эволюции мирового современного балета.
Серж Лифарь (Франция)
Тревожная тенденция состоит в том, что конкурсанты часто меняют хореографические тексты. У меня вызывает внутренний протест, когда я вижу, как во всем известную хореографию классического шедевра вносят разного рода изменения, часто разрушающие его стиль и логику… Искажение авторских текстов часто происходит из-за сложности и неспособности конкурсантов их исполнить. Тогда они делают облегченную версию, которую и танцуют. Ситуация достаточно досадная и требует внесения в условия конкурса определенных правил.
Шарль Жюд (Франция)
Наш конкурс, предлагая очень трудные условия, тем самым стимулирует прогресс творчества. Председатель организационного комитета II, III, IV, V, VI конкурсов
Юрий Григорович
Организаторы