Постановки

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова — Мариинском театре

1953 — танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова

1954 — танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди

1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева

1957 — танцы в опере «Мать» Т. Хренникова

1959 — танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака

1959 — танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина

1961 — «Легенда о любви» А. Меликова

1994 — «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Большом театре

Оригинальные балеты

1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева

1965 — «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление — 2002

1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского

1968 — «Спартак» А. Хачатуряна

1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева

1976 — «Ангара» А. Эшпая, возобновление — 1987

1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2010

1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления — 1994 и 2006

Редакции классических балетов

1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция — 1973, 3-я редакция — 2011

1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция — 2001

1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление — 2003

1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа

1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева

1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского

1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Танцы в операх

1964 — «Октябрь» В. Мурадели

1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки

Постановки в Краснодарском театре балета

1996 — сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича

1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского

1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена

1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского

1998 — «Раймонда» А. Глазунова

1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса

2000 — «Спартак» А. Хачатуряна

2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева

2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича

2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля

2003 — «Баядерка» Л. Минкуса

2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева

2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

2006 — «Легенда о любви» А. Меликова

2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева

2007 — «Жизель» А. Адана

2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах

1955 — «Вальс-фантазия» М. Глинки — Ленинградское хореографическое училище

1958 — танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского — Ленинградский Малый театр оперы и балета

1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Шведская Королевская опера

1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Театр оперы и балета «Эстония»

1962 — «Легенда о любви» А. Меликова — Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова

1963 — «Легенда о любви» А. Меликова — Национальный театр (Прага)

1965 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Софийская народная опера

1973 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Венская государственная опера

1976 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Опера де Пари, 2-я редакция — 2003

1978 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Опера де Пари

1981 — «Жизель» А. Адана — Оперный театр Анкары (Турция)

1981 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Римский оперный театр, возобновление — 1999

1983 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Датский Королевский балет

1985 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Финский Национальный Балет

1989 — «Раймонда» А. Глазунова — Ла Скала

1990 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Софийская народная опера

1992 — «Жизель» А. Адана — Софийская народная опера

1993 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Башкирский театр оперы и балета

1995 — хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава

1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Башкирский театр оперы и балета

1995 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета

1995 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета

1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава

1997 — «Раймонда» А. Глазунова — Большой театр Республики Беларусь

1997 — «Легенда о любви» А. Меликова — Екатеринбургский театр оперы и балета

1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова

1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр (Прага)

1999 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Кремлёвский балет

1999 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили

1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)

2000 — «Легенда о любви» А. Меликова — Оперный театр Стамбула (Турция)

2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр

2000 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)

2001 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Оперный театр Стамбула (Турция)

2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)

2001 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный театр (Прага)

2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Национальный Балет Кореи (Сеул)

2001 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Кремлёвский балет

2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)

2007 — «Корсар» А. Адана — Кремлёвский балет

2007 — «Спартак» А. Хачатуряна— Красноярский государственный театр оперы и балета

2008 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Национальный Балет Кореи (Сеул)

2008 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета им. А. Спендиарова

2009 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра

2010 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный Балет Кореи (Сеул)

2012 — «Корсар» А. Адана — Башкирский театр оперы и балета

На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)
На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)
… самое главное – конкурс позволяет воочию убедиться в том, что в искусстве ценен, прежде всего, индивидуальный стиль
Алисия Алонсо (Куба)
В этом конкурсе я увидел очень много одаренной молодежи, много различных удивительных сюрпризов, неожиданностей… Показывая себя, свою работу, каждый участник тем самым рассказывает о своей стране, об уровне ее художественной культуры. Всем нам интересно увидеть, что делается в мире в сфере танца, что появилось нового и значительного.
Арнольд Хаскелл (Великобритания)
… Это грандиозное событие, и я уверен, что само выступление на самой прославленной сцене мира останется драгоценным воспоминанием для всех, кто участвует в конкурсе, независимо от того, будут ли они в числе первых или окажутся побежденными.
Арнольд Хаскелл (Великобритания)
Балет – не спорт, комбинация балетных движений должна быть выразительной, содержательной, волшебной. У Базиля и Хосе должна быть одинаково блестящая техника, но ни в коем случае – одинаковое выражение лица.
Бен Стивенсон (США)
... конкурс еще раз убедил нас в том, что классика остается краеугольным камнем хореографии.
Галина Уланова
Этот конкурс тем и хорош, что нацеливает молодых артистов на главное: умение выработать в себе художнический взгляд на мир, качества, без которых немыслимы духовные приобретения, само постижение богатств, накопленных искусством хореографии за прошедшие годы.
Иветт Шовире (Франция)
Утверждать основы классического танца, непрерывно обновляя, обогащая искусство новой лексикой, новыми темами, новыми жанрами, - вот в чем заключается наша общая задача, вот что должно со всей яркостью выявиться во время конкурса.
Игорь Моисеев
Для того чтобы быть удачливым в конкурсе, надо иметь особый характер… Нужно суметь показать, что любишь танцевать, и показать даже больше, чем можешь.
Лойпа Араухо (Куба)
…Конкурс, как представляется, обнаружил… достаточно тревожную ситуацию – классический академический танец начинает постепенно сдавать свои позиции… Одно из требований Московского конкурса – соответствие показываемой хореографии авторской постановке не только по объявлению ведущего, но и по демонстрируемому на сцене содержанию – выполняется артистами не всегда.
Нина Семизорова (Россия)
…Со времени первого конкурса, который проходил в 1969 году, многое изменилось. И если в то время четко разграничивался уровень профессиональной культуры стран с давними традициями классического танца и теми, кто ими не владел, то в последующие годы эта разница постепенно становилась все меньше. Популярность балета значительно возросла во всем мире. Тем и интереснее, я думаю, должно быть соревнование, хотя исполнителям стало труднее демонстрировать свое мастерство, ибо повысились профессиональные требования к соревнующимся.
Ольга Лепешинская (СССР)
Я мечтал о встрече артистов балета всего мира. И она, наконец, состоялась в Москве, в таком небывало большом масштабе и по количеству стран, и по огромному числу участников.
Серж Лифарь (Франция)
…Первый Международный конкурс в Москве – это художественная манифестация, которая будет иметь очень большое значение для эволюции мирового современного балета.
Серж Лифарь (Франция)
Тревожная тенденция состоит в том, что конкурсанты часто меняют хореографические тексты. У меня вызывает внутренний протест, когда я вижу, как во всем известную хореографию классического шедевра вносят разного рода изменения, часто разрушающие его стиль и логику… Искажение авторских текстов часто происходит из-за сложности и неспособности конкурсантов их исполнить. Тогда они делают облегченную версию, которую и танцуют. Ситуация достаточно досадная и требует внесения в условия конкурса определенных правил.
Шарль Жюд (Франция)
Наш конкурс, предлагая очень трудные условия, тем самым стимулирует прогресс творчества. Председатель организационного комитета II, III, IV, V, VI конкурсов
Юрий Григорович
Организаторы