Юрий Николаевич Григорович

Юрий Григорович родился 2 января 1927 г. в Ленинграде. В 1946 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 г. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имениА. М.Горького.

Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» (1957 г.) и «Легенда о любви» (1961 г.) - имели оглушительный успех. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета, как гениальный хореограф, создавший целый ряд спектаклей-шедевров, вошедших в Золотой фонд хореографического искусства в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 г. по 64-й он — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 64-м становится главным балетмейстером Большого театра. Временно его покидает в 1995 году и вновь возвращается в театр в 2008 году. За время работы в Большом театре СССР (позднее России) Ю.Григорович явил миру целую плеяду выдающихся исполнителей, ставших украшением мирового балета: М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Е.Максимова, Л.Семеняка, Н.Павлова, Н.Архипова, Н.Семизорова, М.Лавровский, В.Васильев, Ю.Владимиров, М.Лиепа, В.Гордеев, А.Годунов, И.Мухамедов, Н.Цискаридзе и это далеко не полный перечень блестящих танцовщиков. В 1996 г. стал основателем театра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа «Григорович-балет» Краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера») и по настоящее время является её Художественным руководителем.

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) свои балеты: «Каменный цветок» С. Прокофьева (1959 г.); «Легенда о любви» А. Меликова (1965 г. ); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г., мировая премьера которого состоялась в Парижской национальной опере, 1978 г. ).

Уже в Большом театре он поставил оригинальные спектакли -«Щелкунчик» П. Чайковского (1966 г. );«Спартак» А. Хачатуряна (1968 г. ); «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975 г. ); «Ангара» А. Эшпая; «Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г. ), а также создал свои редакции балетной классики - «Спящая красавица» П. Чайковского (1963 г., 1973 г. );«Лебединое озеро» П. Чайковского (1969 г., 2001 г. ); «Раймонда» А. Глазунова (1984 г., 2003 г. ); «Жизель» А. Адана (1987 г. ); «Баядерка» Л. Минкуса (1991 г. ); «Корсар» А. Адана (1994 г.); «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г.).

В 1974-88 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.

Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца.

В 1975-85 гг. был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО.

С 1989 г. — президент Ассоциации деятелей хореографии.

В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

С 1992 г. — президент программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benоis de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.

С 1973 года является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве, а также председателем жюри ещё многих международных конкурсов в мире - Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Донецке,  Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи, неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Китае, Австрии, Турции, Италии.

В 2006 году избран Президентом Международной Федерации балетных конкурсов.

Юрий Григорович неоднократно переносил свои и классические балеты на сцены других театров страны и мира.

Юрий Григорович в каждой новой постановке, переносе своего ли спектакля, или спектакля балетной классики никогда не повторяется, а находит новые творческие подходы и приёмы в реализации своих художественных замыслов хореографа, режиссёра-постановщика, либреттиста и в каждом спектакле, поставленным прославленным хореографом отчётливо видна рука Великого Мастера искусства балета. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976 г. ) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977 г.).

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970 г. ), «Жизнь в танце» (1978 г. ), «Балет от первого лица» (1986 г. ) .

Наш конкурс, предлагая очень трудные условия, тем самым стимулирует прогресс творчества. Председатель организационного комитета II, III, IV, V, VI конкурсов
Юрий Григорович
…Первый Международный конкурс в Москве – это художественная манифестация, которая будет иметь очень большое значение для эволюции мирового современного балета.
Серж Лифарь (Франция)
... конкурс еще раз убедил нас в том, что классика остается краеугольным камнем хореографии.
Галина Уланова
Я мечтал о встрече артистов балета всего мира. И она, наконец, состоялась в Москве, в таком небывало большом масштабе и по количеству стран, и по огромному числу участников.
Серж Лифарь (Франция)
Этот конкурс тем и хорош, что нацеливает молодых артистов на главное: умение выработать в себе художнический взгляд на мир, качества, без которых немыслимы духовные приобретения, само постижение богатств, накопленных искусством хореографии за прошедшие годы.
Иветт Шовире (Франция)
…Конкурс, как представляется, обнаружил… достаточно тревожную ситуацию – классический академический танец начинает постепенно сдавать свои позиции… Одно из требований Московского конкурса – соответствие показываемой хореографии авторской постановке не только по объявлению ведущего, но и по демонстрируемому на сцене содержанию – выполняется артистами не всегда.
Нина Семизорова (Россия)
На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)

…Со времени первого конкурса, который проходил в 1969 году, многое изменилось. И если в то время четко разграничивался уровень профессиональной культуры стран с давними традициями классического танца и теми, кто ими не владел, то в последующие годы эта разница постепенно становилась все меньше. Популярность балета значительно возросла во всем мире. Тем и интереснее, я думаю, должно быть соревнование, хотя исполнителям стало труднее демонстрировать свое мастерство, ибо повысились профессиональные требования к соревнующимся.

Ольга Лепешинская (СССР)

… самое главное – конкурс позволяет воочию убедиться в том, что в искусстве ценен, прежде всего, индивидуальный стиль

Алисия Алонсо (Куба)

… Это грандиозное событие, и я уверен, что само выступление на самой прославленной сцене мира останется драгоценным воспоминанием для всех, кто участвует в конкурсе, независимо от того, будут ли они в числе первых или окажутся побежденными.

Арнольд Хаскелл (Великобритания)
Организаторы