Международный конкурс артистов балета и хореографов переносится на 2022-й год

Международный конкурс артистов балета и хореографов переносится на 2022-й год
Один из самых престижных балетных форумов в мире – Международный конкурс артистов балета и хореографов – переносится с 2021-го на 2022-й год в связи с пандемией.

«Наряду с Международным конкурсом им. П.И. Чайковского и Московским международным кинофестивалем, смотр наследует лучшие культурные традиции советской эпохи, является достоянием отечественной культуры и крупнейшим событием балетного искусства в мире. Традиционно в составе жюри состязания – легенды мировой сцены, в числе участников – исполнители с разных континентов, – рассказал генеральный директор Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «РОСКОНЦЕРТ» Андрей Малышев, – Сохранить в 2021 году исторический регламент, обеспечить по-настоящему международное состязание с участием достойных конкурсантов из многих стран в условиях существующих в мире эпидемиологических ограничений является затруднительным».

Международный конкурс артистов балета был учреждён Правительством Российской Федерации в 1969 году. Состязание проводится ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» при поддержке Минкультуры России и проходит один раз в четыре года.

Со дня основания балетного смотра молодых талантливых исполнителей принимает прославленная сцена Большого театра. У истоков конкурса стояли легенды русского балетного искусства: Галина Уланова – председатель жюри первого состязания, Игорь Моисеев – глава Оргкомитета, Ольга Лепешинская – председатель Оргкомитета многих последующих смотров. Начиная с II Конкурса (1973) и по настоящее время бессменный председатель жюри и художественный руководитель – выдающийся хореограф современности Юрий Григорович.

В состав жюри конкурса в разные годы входили: Марина Семенова, Галина Уланова, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Владимир Васильев, Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Арнольд Хаскелл, Руди ван Данциг, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Хелги Томассен, Хулио Бока и другие представители балетной элиты мира.

Московский балетный конкурс открыл целую плеяду блестящих танцовщиков, ставших яркими звёздами мирового балета второй половины XX и начала XXI веков. Среди них – Михаил Барышников, Надежда Павлова, Николай Цискаридзе, Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Андрис Лиепа, Герман Корнехо, Миса Куранага, Тьяго Суареш, Ирек Мухамедов, Денис Матвиенко, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, Иван Васильев, Наталья Осипова. За всю историю конкурса свое искусство продемонстрировали 1352 исполнителя.

В 2017 году Конкурс отмечал 90-летний юбилей художественного руководителя, хореографа Большого театра Юрия Григоровича, а также предварял Год Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа. В жюри конкурса вошли ведущие мастера балетной сцены из России, Украины, Японии, Австрии, Китая, Беларуси, Франции, Швеции, Дании, США, Италии. Благодаря трансляциям на крупнейшей в мире интернет-платформе классической музыки Medici.tv за захватывающими творческими соревнованиями наблюдали более 5 млн человек со всего мира.

«Московский конкурс за все годы своего существования принимал у себя лучших из лучших, был настоящим мировым праздником балета, и с целью сохранения высокого профессионального статуса состязания по согласованию с Министерством культуры России и ведущими деятелями отечественного балетного искусства во главе с Ю.Н. Григоровичем принято непростое для нас, вынужденное решение о его переносе.

XIV Международный конкурс артистов балета и хореографов в обязательном порядке состоится в середине 2022 года.

Собственно говоря, в отличие от наших зарубежных коллег, которые уже повсеместно перенесли свои балетные смотры на 2022-2023 гг., мы до последнего надеялись реализовать в намеченные сроки наш Конкурс, – подчеркнул Андрей Малышев, – Но существующие реалии вынуждают нас прибегнуть к аналогичным действиям по переносу сроков проведения с целью не только обеспечения высокого уровня конкурсантов и членов жюри, но также с целью сохранения их здоровья».
На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)
На Международном конкурсе в Москве я видела много по-настоящему интересного, чего не увидела бы нигде. Я лично люблю искусство классического танца и никогда не откажусь от прекрасного наследия. Но каждое время несет для нас новое, навеянное эпохой. И в искусстве не надо выбирать «или-или». Хорошо то, что прекрасно. Это и есть сама жизнь.
Агнесс де Милль (США)
… самое главное – конкурс позволяет воочию убедиться в том, что в искусстве ценен, прежде всего, индивидуальный стиль
Алисия Алонсо (Куба)
В этом конкурсе я увидел очень много одаренной молодежи, много различных удивительных сюрпризов, неожиданностей… Показывая себя, свою работу, каждый участник тем самым рассказывает о своей стране, об уровне ее художественной культуры. Всем нам интересно увидеть, что делается в мире в сфере танца, что появилось нового и значительного.
Арнольд Хаскелл (Великобритания)
… Это грандиозное событие, и я уверен, что само выступление на самой прославленной сцене мира останется драгоценным воспоминанием для всех, кто участвует в конкурсе, независимо от того, будут ли они в числе первых или окажутся побежденными.
Арнольд Хаскелл (Великобритания)
Балет – не спорт, комбинация балетных движений должна быть выразительной, содержательной, волшебной. У Базиля и Хосе должна быть одинаково блестящая техника, но ни в коем случае – одинаковое выражение лица.
Бен Стивенсон (США)
... конкурс еще раз убедил нас в том, что классика остается краеугольным камнем хореографии.
Галина Уланова
Этот конкурс тем и хорош, что нацеливает молодых артистов на главное: умение выработать в себе художнический взгляд на мир, качества, без которых немыслимы духовные приобретения, само постижение богатств, накопленных искусством хореографии за прошедшие годы.
Иветт Шовире (Франция)
Утверждать основы классического танца, непрерывно обновляя, обогащая искусство новой лексикой, новыми темами, новыми жанрами, - вот в чем заключается наша общая задача, вот что должно со всей яркостью выявиться во время конкурса.
Игорь Моисеев
Для того чтобы быть удачливым в конкурсе, надо иметь особый характер… Нужно суметь показать, что любишь танцевать, и показать даже больше, чем можешь.
Лойпа Араухо (Куба)
…Конкурс, как представляется, обнаружил… достаточно тревожную ситуацию – классический академический танец начинает постепенно сдавать свои позиции… Одно из требований Московского конкурса – соответствие показываемой хореографии авторской постановке не только по объявлению ведущего, но и по демонстрируемому на сцене содержанию – выполняется артистами не всегда.
Нина Семизорова (Россия)
…Со времени первого конкурса, который проходил в 1969 году, многое изменилось. И если в то время четко разграничивался уровень профессиональной культуры стран с давними традициями классического танца и теми, кто ими не владел, то в последующие годы эта разница постепенно становилась все меньше. Популярность балета значительно возросла во всем мире. Тем и интереснее, я думаю, должно быть соревнование, хотя исполнителям стало труднее демонстрировать свое мастерство, ибо повысились профессиональные требования к соревнующимся.
Ольга Лепешинская (СССР)
Я мечтал о встрече артистов балета всего мира. И она, наконец, состоялась в Москве, в таком небывало большом масштабе и по количеству стран, и по огромному числу участников.
Серж Лифарь (Франция)
…Первый Международный конкурс в Москве – это художественная манифестация, которая будет иметь очень большое значение для эволюции мирового современного балета.
Серж Лифарь (Франция)
Тревожная тенденция состоит в том, что конкурсанты часто меняют хореографические тексты. У меня вызывает внутренний протест, когда я вижу, как во всем известную хореографию классического шедевра вносят разного рода изменения, часто разрушающие его стиль и логику… Искажение авторских текстов часто происходит из-за сложности и неспособности конкурсантов их исполнить. Тогда они делают облегченную версию, которую и танцуют. Ситуация достаточно досадная и требует внесения в условия конкурса определенных правил.
Шарль Жюд (Франция)
Наш конкурс, предлагая очень трудные условия, тем самым стимулирует прогресс творчества. Председатель организационного комитета II, III, IV, V, VI конкурсов
Юрий Григорович
Организаторы